![]() |
Азбука горенияВентилятор (Вентиляторные горелки)>> Вернуться к содержанию Вентилятор - это устройство, позволяющее подавать воздух для поддержания горения в необходимом для этого процесса количестве с напором, достаточным для преодоления аэродинамического сопротивления теплогенератора, головки горелки и воздуховодов. В зависимости от направления потока воздуха используются вентиляторы следующих типов:
В центробежных вентиляторах воздух входит параллельно направлению оси вращения и выходит по касательной к крыльчатке вентилятора. В осевых вентиляторах направление воздуха параллельно оси вращения лопастей вентилятора. В тангенциальных вентиляторах воздух входит и выходит по касательной к крыльчатке вентилятора. Вентиляторы, встроенные в моноблочные горелки или установленные отдельно в блочных горелках, как правило, центробежного типа (рис. 37). Рисунок 37. Вентилятор блочной горелки
![]() Центробежные вентиляторы состоят из улиткообразного корпуса, внутри которого помещено насаженное на вал рабочее колесо. Вал может одновременно являться валом приводного электродвигателя или сообщаться с двигателем посредством соединительной муфты или ременной передачи. Рабочее колесо, установленное внутри корпуса вентилятора, может иметь различную форму лопастей, а именно:
На рис. 38 показан график зависимости и потребляемой мощности от производительности для разных видов вентиляторов. Рисунок 38. Зависимость потребляемой мощности и производительности для вентиляторов разных типов
![]() Технические характеристики вентиляторов, также как и насосов, описываются характеристической кривой. Характеристическая кривая вентилятора представляет собой график в декартовых координатах, где по оси Y отложен напор, а по оси X отложена объёмная производительность (рис. 38). Характеристические кривые могут дополняться другими графиками, например кривой коэффициента полезного действия и мощности, потребляемой электродвигателем (рис. 39). Рисунок 39. Типичный график производительности центробежного вентилятора
![]() Для каждого вентилятора существует множество характеристических кривых для разных скоростей вращения, как показано на рис. 40. Рисунок 40. График производительности вентилятора для разных скоростей вращения двигателя
![]() Когда вентилятор работает в системе воздухоподачи, которая имеет некоторое аэродинамическое сопротивление, то полный развиваемый напор вентилятора должен превышать её аэродинамическое сопротивление. Данное состояние соответствует точке пересечения характеристической кривой вентилятора и характеристической кривой системы воздухоподачи, как показано на рис. 41. Рисунок 41. График производительности вентилятора и сопротивления системы воздухоподачи (рабочая точка вентилятора)
![]() Для вентиляторных горелок системная характеристическая кривая изменяется в зависимости от регулировки головки горелки и от степени открытия воздушной заслонки. Для правильного подбора вентилятора кривая системы воздухоподачи должна соответствовать потребляемой мощности. Для расчёта производительности и напора вентилятора нам требуется точная информация о потерях давления, которые происходят в системе воздухоподачи горелки, включая все воздуховоды, головку горелки и аксессуары. Потери давления в системе воздухоподачи имеют параболическую зависимость от производительности вентилятора. Общие потери давления в системе воздухоподачи можно разделить на две составляющие:
Потери давления в местных сопротивлениях возникают в головке горелки, где воздух проходит по сложной геометрической траектории, а также на регулируемой воздушной заслонке. Производитель горелки должен приводить данные (графики) о динамике падения давления в зависимости от расхода воздуха через горелку и от тепловой мощности. Распределённые потери давления можно рассчитать по формуле Дарси-Вайсбаха: где: Δpf - потери давления, вызванные трением (м); f- коэффициент трения; L - длина воздуховода (м); D - диаметр воздуховода (м); v - скорость воздуха в воздуховоде (м/с); g - ускорение свободного падения 9,81 (м/с2); Отношение v2/2g иначе называют динамическим давлением. Коэффициент трения f можно определить по графику (рис. 42), если известно число Рейнольдса и относительная шероховатость. Число Рейнольдса вычисляется по следующей формуле: где: Re - число Рейнольдса; d - внутренний диаметр воздуховода (м); V - скорость воздуха (м/с); γ - кинематическая вязкость воздуха, равна 16,0*10-6 м²/с; Относительная шероховатость e/D - это отношение, связывающее абсолютную шероховатость и диаметр воздуховода. Оба параметра выражены в мм. В таблице 9 приведены значения абсолютной шероховатости для некоторых стандартных воздуховодов.
Таблица 9. Значения абсолютной шероховатости для разных типов воздуховодов
Рисунок 42. График для определения коэффициента трения f
![]() Для облегчения расчётов, распределённых потерь существует целый ряд готовых графиков. Некоторые из них представлены в разделе 5. Данные формулы изначально создавались для круглого сечения. Поскольку на практике часто используются воздуховоды прямоугольного сечения, для удобства применения тех же формул было введено понятие эквивалентного диаметра Dэкв: где: Dэкв - эквивалентный диаметр (м); a, b - размеры сторон прямоугольного воздуховода (м). Потери давления в местных сопротивлениях (заслонки, теплообменники, решетки) рассчитываются как сумма потерь давления в каждом элементе. Потери давления в каждом стандартном элементе указываются производителем. Потери давления в местных сопротивлениях (сужение воздуховода, изгиб воздуховода, и.т.д.) можно рассчитать по следующей формуле: где: Δpw - потери давления (Па); ξ - безразмерный коэффициент потерь давления; ρ - плотность (кг/м³ ); v - средняя скорость в воздуховоде (м/с). В технических справочниках печатаются таблицы, где указывается значение ξ для различных элементов воздуховода (см. рис 43). Некоторые из них представлены в разделе 5. Рисунок 43. Безразмерный коэффициент падения давления в воздуховодах
![]() 2.5.1. Регулировка расхода воздуха, участвующего в горении Как уже было сказано, расход воздуха, участвующего в горении, пропорционален расходу сжигаемого топлива, который в свою очередь пропорционален требуемой мощности. В многоступенчатых и модуляционных горелках необходимо изменять количество подаваемого вентиляторами воздуха с тем, чтобы изменять производительность горелки. В вентиляторных горелках производительность можно изменять двумя способами:
При первом методе регулировки изменяются условия работы вентилятора. Как мы помним, эти условия могут изменяться только вдоль характеристической кривой посредством изменения аэродинамического сопротивления в воздушном тракте. Это изменение происходит в результате изменения положения воздушной заслонки, управляемой серводвигателем (рис.44). Рисунок 44. Изменение производительности при изменении аэродинамического сопротивления на выходе из вентилятора
![]() В зависимости от степени открытия заслонки получаются различные характеристические кривые. В нашем случае при закрытии регулировочной заслонки характеристический системный график 1 перейдёт в график 2. Точка, соответствующая рабочим условиям вентилятора, переместится из точки А в точку В, и, соответственно, напор опустится со значения Р, до значения Р2, а производительность увеличится со значения до значения V2. Степень открытия заслонки определяет множество характеристических кривых системы и, соответственно, различную производительность. Наиболее эффективно использование в системе воздухоснабжения вентилятора с выпуклыми лопастями. При уменьшении производительности потребляемая им мощность снижается на большую величину, чем, например, у вентилятора с реверсивными лопастями. При втором методе изменение числа оборотов вентилятора достигается с помощью специального устройства, называемого "инвертор". Это устройство изменяет частоту эл. тока на электродвигателе, вращающем рабочее колесо вентилятора. Частота вращения электродвигателя связана с частотой электрического тока следующей формулой: где: n - частота вращения двигателя (оборотов в минуту); f - частота электрического тока (Гц); р - количество полюсов. Максимальная производительность достигается при разных рабочих условиях: характеристическая кривая будет сдвигаться до тех пор, пока не совпадет с номинальными рабочими условиями. На рис. 45 показано изменение характеристики вентилятора при изменении частоты вращения электродвигателя. Рисунок 45. Изменение производительности вентилятора при изменении частоты вращения электродвигателя
![]() >> Вернуться к содержанию |